Интересные места в Тибете

Регион Западный Тибет (Нгари):

Руины древнего королевства Гуге

Скальное королевство Гуге было основано в Х в. н.э. Города Тхолинг и соседствующий Цапаранг являлись некогда столицами древнего государства. Сегодня о существовании здесь когда-то влиятельной страны напоминают лишь чудом уцелевшие развалины на фоне голого, скрывающего древние тайны пейзажа.
Государство Гуге процветало благодаря оживлённому торговому Королевство Гугепути между Тибетом и Индией. Это был богатый центр, который поддерживал существование нескольких тысяч человек. Жилые монашеские помещения с великолепными фресками и дворец связывали извилистые туннели, уходящие вглубь скал.
Король древнего королевства Гуге, Йеше О (Yeshe O или Srong nge Ye shes Od) послал молодого монаха Ринчен Цзангпо (или Ринчен Санпо, Лоцава 958-1055 гг.) обучаться в Индию (Кашмир), чтобы принести буддистское учение в западный Тибет. Монах вернулся через 17 лет и стал одним из величайших тибетских переводчиков санскритских текстов и ключевой фигурой в возрождении буддизма по всему Тибетскому плато, после периода гонений, организованных царём Лангдармой. По возвращении ему была предложена должность королевского регента. Повсюду в западном Тибете, Ладакхе и Спити, Ринчен Зангпо возвёл 108 монастырей, включая такие известные монастыри, как Табо в Спити и Алчи в Ладакхе. Из Индии им были приглашены знаменитые кашмирские художники для росписи пещерных сооружений. Эти уникальные фрески сохранились и по сей день. Благодаря Ринчен Цзангпо в Тибет из Индии был приглашён великий мыслитель Атиша, который провёл три года в Тхолинге перед тем, как отправиться в центральный Тибет.
В 1624 г. сюда прибыли христианские миссионеры во главе с португальцем Антонио де Андраде. По их сведениям, здесь существовала разветвлённая сеть каналов, орошавшая фруктовые поля. Город напоминал рай посреди пустыни. Правители королевства были так добры, что позволили им построить здесь христианскую церковь. Но как бывало и раньше, приход европейцев стал началом конца. Правители соседнего Ладакха были так разгневаны появлением христиан (варваров и безбожников в их представлении), что объявили войну царю королевства Гуге. В 1685 г. Гуге было завоёвано и разрушено. Королевская семья, включая женщин и детей, была обезглавлена, а их тела брошены в пещеру.

 

Государство Шангшунг, долина Кунглунг (Гаруды)

В 15 км западнее Тиртхапури находится бонский монастырь Гуругьям. В 10 км от него, севернее реки Сатледж, расположена усеянная покинутыми пещерными поселениями долина Кунглунг, или долина Гаруды — одно из наиболее интересных и загадочных мест в Тибете.

Шангшунг (Шанг Шунг, или Цзанг Цзунг) — древнее Долина Гарудыцарство, существовавшее на западе и северо-западе Тибетского плато, обладавшее собственной культурой, возникшей задолго до появления буддизма в Тибете.
Культура Шангшунга, вращавшаяся вокруг священной горы Кайлас, была тесно связана с древним верованием бон. Существует мнение, что именно здесь зародилась эта религия, которая впоследствии подверглась мощному влиянию со стороны философии и практики буддизма. Предполагается также, что государство Шангшунг являлось связующим звеном в первых контактах с буддизмом.
Шангшунг часто упоминается в древних тибетских текстах, как первое правящее царство центрального и западного Тибета, в состав которого входили  18 княжеств. Его территория простиралась на запад до территорий саков (Саки или Шаки — воинственный народ, индоарийского происхождения, изначально проживавший севернее Гандхары в долине реки Сват (сов. Пакистан), впоследствии мигрировавший из Индии на север, а затем расселившийся вплоть до Восточной Европы. Со временем слово саки трансформировалось в САКИфы, или Скифы), включая территории Ладакха (Кашмир, Индия) и Балтистана (совр. Гилгит-Балтистан, Северные Территории, Пакистан), на юго-запад к Джаландхару (совр. город и округ в штате Пенджаб, Индия), на юг к непальскому королевству Мустанг, на восток, охватывая центральный Тибет, и на север через огромное плато Чангтан и пустыню Такла-Макан к китайскому царству Шаньшань.
Считается, что царство Шангшунг состояло из трёх регионов: Гоб-ба, ассоциируемого с центральным Тибетом, Пхуг-па, отождествляемого с Бактрией и Бар-ба, местоположение которого до сих пор не выяснено. Столицей царства был город Кунглунг (Кхунглунг Нгулкхар, или Кунг-лунг Днгул-мкхар — дословно "Серебряный дворец Гаруды"), который отождествляется со строениями (пещерными поселениями), расположенными недалеко от реки Сатледж.
Царство Шангшунг было завоёвано тибетцами возглавляемыми Сонгценом Гампо (630-649 гг н. э.) — 33-м царём Ярлунгской династии.

 

Городской округ Лхаса:

Лхаса

Лхаса — сердце и душа Тибета, многие века кров Далай Лам и цель благоговейных паломников, Лхаса всё ещё город чудес, несмотря на огромное влияние Китая. Лхаса стала важным административным центром в VII в. н.э., когда Сонгцен Гампо, царь долины Ярлунг, продолжил осуществление плана его отца по объединению Тибета. Сонгцен Гампо перенёс свою столицу в Лхасу и построил дворец на том месте, где сейчас стоит дворец Потала. В центре города возвели два храма Джоканг и Рамоче, в которых были установлены изваяния Будды, привезённые в качестве приданого китайской и непальской жёнами царя.

Сегодня Лхаса — обычный китайских город с новостройками и супермаркетами, общественным транспортом, аэропортом, современным железнодорожным вокзалом, интернетом, автомобилями и прочими "достижениями" современной цивилизации. Но сохранившиеся древние монастыри и храмы побуждают воображение представить былое величие некогда запретного города.

 

Храм Джоканг (Лхаса)

Храм Джоканг, называемый тибетцами Цуклаканг (Tsug lag khang), является самым почитаемым Храм Джокангбуддистским храмом и монастырём в Тибете. Как и дворец Потала, Джоканг очень популярен у приезжающих туристов. Храм является частью всемирного наследия и духовным центром Лхасы. Он расположен на площади Баркхор в старой части города и занимает приблизительно 25 тыс. м². Храмовый комплекс по стилю напоминает индийскую вихару (жилое помещение буддистского монастыря). Крышу храма украшают два золотых оленя и колесо дхармы. Старое строение было перестроено, но всё же изначальные элементы его архитектуры VII в. н.э. сохранились. Несколько резных колонн и арок отражают талант неварских мастеров, специально приглашенных из Долины Катманду. В первые годы Культурной революции храм сильно пострадал от разрушений, но спустя несколько десятилетий был вновь отстроен. Хотя от старого строения осталось лишь немногое и большинство из статуй, украшающих залы храма, были изготовлены после Культурной Революции, — всё же Джоканг, наполненный благоговейными паломниками, беспрерывным чтением мантр и запахом ячьего масла вызывает чувства восхищения и таинства.

Джоканг был построен предположительно в 639-647 гг. н.э. царём Сонгцен Гампо для маленького бронзового божества Микьоба (или Акшобхья), изображавшего 8-летнего Будду Шакьямуни, привезённого в Тибет в качестве приданого его непальской женой Бхрикути. Одновременно с ним был построен храм Рамоче для божества Будды Джово Сакьямуни (или Сакья Тхукпа), привезённого принцессой Вэньчен, китайской женой Сонгцен Гампо. Предположительно после смерти Сонгцена Гампо, божество Джово Сакьямуни было перевезено из храма Рамоче в Джоканг и спрятано там принцессой Вэньчен во избежание угрозы, исходящей от династии Тан. Божество остаётся в Джоканге и по сей день, являясь самым почитаемым божеством Будды во всём Тибете.

Паломники, приезжающие в Лхасу, совершают обход храма, именуемый кора, а затем идут в главный храмовый зал, где находится божество Джово Сакьямуни. В Джоканге также можно увидеть знаменитые изваяния Авалокитешвары (Chenresig), Падмасамбхавы (индийского учителя, основавшего тибетский буддизм) и Царя Сонгцен Гампо вместе с его жёнами Бхрикути и Вэньчен. В храме Джоканг хранится большая (около 800) коллекция металлических статуй, а также тысячи тханок. Однако статуи не выставляются на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надёжно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них, сделанные в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, очень редкие, датируются VII-IX вв. и представляют большую историческую ценность.

 

Храм Рамоче (Лхаса)

Храм Рамоче является вторым по важности храмом после Джоканга. Он расположен на северо-Храм Рамочезападе Лхасы, севернее Джоканга и занимает территорию в 4 тыс. м². Храм был построен в тоже время, что и храм Джоканг, для божества Джово Сакьямуни, привезённого в Лхасу принцессой Вэньчен, китайской женой царя Сонгцен Гампо. В отличие от Джоканга, он изначально был построен в китайском стиле и к середине XV в. стал Высшим Тантрическим институтом Лхасы. Первоначальный храм был разрушен огнём, а нынешнее трёхэтажное здание было сооружено в 1474 г.
Во времена правления (649-676 гг.) внука Сонгцен Гампо, Мангсонг Манцена, Тибету стала угрожать китайская династия Тан, поэтому принцесса Вэн Чен спрятала божество Джово Сакьямуни в тайном помещении храма Джоканг. Позже, после 710 г., оно было установлено в центральном зале Джоканга, где находится и по сей день. Вместо Джово Сакьямуни в храме Рамоче было установлено божество Микьоба (Джово Микьо Дордже), привезённое в Лхасу принцессой Бхрикути. Во времена Культурной Революции храм был опустошён и бронзовое божество исчезло. В 1983 г. нижняя часть его была найдена в Лхасе на мусорной свалке, а верхняя часть в Пекине. В 1986 г. они были соединены и частично отреставрированы. Божество было возвращено в храм Рамоче.

 

Дворец Потала (Лхаса)

Дворец Потала — главная достопримечательность Лхасы поистине является одним из чудес восточной архитектуры. До китайского вторжения в Тибет в 1959 г., после которого 14-й Далай Лама был вынужден бежать из страны, Дворец Потала являлся резиденцией Далай Лам. Считается, что своё название дворец получил от горы Потала, где пребывает божество Авалокитешвара, воплощение бесконечного сострадания всех Будд (у тибетцев Ченрезиг).
Сегодня это массивное сооружение, внушающее благоговение, дремлет подобно огромному музею. Существует точка зрения, что Потала происходит от слова "Патала". Согласно индийской космологии, Патала — это подземный низший адский мир, состоящий из семи уровней, обиталище нагов — мифических змеевидных могущественных существ, обладающих несметными богатствами — золотом и драгоценными камнями. Верхняя часть у нагов человеческая, а нижняя — змеиная. Правит Паталой легендарный царь нагов Васуки. Здесь же, в Патале, обитают даитьи и данавы (демоны) — противники богов, живущих на небесах.
Данное предположение можно принять во внимание, учитывая то, что тибетский буддизм, впрочем, как и любой другой, отпочковался от индийского и заимствовал оттуда практически всё. К тому же, сам дворец представляет собой сложное, многоуровневое сооружение, со своими скрытыми помещениями, во времена правления лам выполнявшими роль хранилищ резервного фонда страны (зерна, ткани, золота, серебра и т. д.) и сокровищниц бесценных книжных собраний.

Здание дворца возвышается на холме Марпо Ри, или "Красном холме" 130-метровой высоты, с Дворец Поталакоторого открывается великолепный вид на всю Лхасу. Марпо Ри был некогда местом, где в середине VII в., задолго до сооружения Поталы, находился дворец царя Сонгцен Гампо. Лозанг Гьяцо, Пятый Далай Лама, избрал это место для своей будущей резиденции, которую он задумал перенести из монастыря Дрепунг. В 1645 г. начались первые работы по сооружению Белого Дворца (Потранг Карпо), завершившиеся в 1649 г. После смерти Пятого Далай Ламы в 1682 г. строительство дворца Потала продолжалось ещё 12 лет до 1694 г. под руководством его регента. Так между 1690 г. и 1694 г. был построен Красный Дворец (Потранг Марпо), который по одной из версий был задуман Пятым Далай Ламой как чортен, или ступа, (сооружение, внутри которого хранится реликвия, например, мощи святого). Со времени своего строительства Дворец Потала был домом для каждого из последующих Далай Лам, хотя с конца XVIII в., после окончания строительства летнего дворца Норбулингка, ему уже отводится роль зимней резиденции. Вместе с тибетским правительством, капеллами, религиозными школами, тюрьмой и гробницами Далай Лам, Потала обладал собственным внутренним миром.
Во время народного восстания 1959 г. дворец был обстрелян китайской армией, однако не был сильно повреждён. В годы Культурной революции ему удалось избежать разрушения благодаря личному вмешательству Чжоу Эньлайя, премьера Китайской Народной Республики. Тем не менее, почти все из более чем 100 тыс. томов писаний, исторические документы и произведения искусства были либо вывезены, либо уничтожены. До 1980 г. дворец был закрыт для посещения. В середине восьмидесятых начались реставрационные работы, которые были завершены к 1995 г., а годом ранее, в 1994 г., Дворец Потала был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Дворец Норбулингка (Лхаса)

Норбулингка — это дворец и окружающий его рукотворный парк, основанный Седьмым Далай Дворец НорбулингкаЛамой в 1755 г. в качестве летней резиденции и религиозного центра. Дословно с тибетского Норбулингка означает "Сад сокровищ". Он расположен на высоте 3650 м, в 3 км юго-западнее Дворца Потала и занимает территорию в 36 га. Как и Дворец Потала, Норбулингка является частью всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1959 г. во время китайской оккупации ряд строений был разрушен. И только в 2003 г. китайское правительство инициировало работы по реконструкции разрушенных частей, а также цветочного сада и озёр. Сегодня парк переполняют фруктовые деревья, тополя, бамбук, розы, петунии, бархатцы и редкие травы. В Норбулингке проводится ежегодный фестиваль Щотон (Sho Dun), или "праздник простокваши".

 

В окрестностях Лхасы:

Монастырь Дрепунг (Джэбунг)

Около 8 км западнее Лхасы у подножия горы Джепхел Ри (Gephel Ri, 5240 м) расположен монастырь Дрепунг, бывший Монастырь Дрепунгнекогда одним из самых огромнейших монастырей всего мира. Дрепунг дословно означает "гора риса". Своё название монастырь получил из-за множества белых монашеских жилищ (скитов), напоминавших рисовые зёрна, которые усеивали вершину горы. Монастырь был основан в 1416 г. Джамъянгом Чодже, учеником Цонкапы.
В 1530 г. Второй Далай Лама основал здесь Дворец Ганден, служивший жилищем Далай Лам вплоть до сооружения Поталы. Во времена Культурной революции монастырь относительно не пострадал. Сегодня здесь проживает около 800 монахов. 14 марта 2008 г. монастырь был закрыт китайским правительством после протестов, организованных монахами, вылившихся в массовые беспорядки и кровопролитие. Через пять месяцев монастырь был вновь открыт.

 

Монастырь Сера

Монастырь Сера, расположенный приблизительно в 5 км севернее Лхасы, наряду с Монастырь Серамонастырём Дрепунг являлся в прошлом одним из самых величественных монастырей школы Гелугпа. До 1959 г. в монастыре проживало более 5 тыс. монахов, сегодня — чуть более 500. Монастырь был основан в 1419 г. Сакья Еше, учеником Цонкапы. В период своего расцвета при монастыре функционировало пять университетов, но ко времени китайского вторжения их осталось только три: университет Сера Ме, где преподавались фундаментальные принципы буддизма, Сера Дже, где обучались странствующие монахи из центрального Тибета, и Сера Нгагпа — тантрическая школа. Сера знаменит ещё и тем, что здесь на протяжении многих сотен лет проводятся диспуты между монахами, оспаривающими различные философские доктрины буддизма. В годы Культурной революции монастырь и университеты сильно пострадали от разрушений, сотни монахов были убиты.

 

Монастырь Ганден (Ганден Намгьелинг)

Это один из первых монастырей школы Гелугпа. Он расположен в 40 км северо-восточнее Лхасы, на вершине горы Вангбур (4500 м), где открывается изумительный вид на окружающую долину Куйчу (Kui-Монастырь Ганденchu).
Ганден — дословно "приносящий радость". Также называют и "западный рай", известный ещё как "Тушита", считающийся обителью Джампы, или Майтреи — Будды будущего.
Монастырь был основан в 1409 г. Цонкапой (Дже Цонкапа (1357-1419) — почитаемый реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа). Повсюду в монастыре можно увидеть изображения Цонкапы и его первых двух учеников Кедруб Дже и Гьяцаб Дже. Ранее при монастыре работали два университета Джангце и Шарце, что в переводе с тибетского означает "Северный Пик" и "Восточный пик". В монастыре было более двадцати святилищ с большими статуями Будды. До 1959 г. здесь проживало 2 тыс. монахов, но после кровавых событий того года, а также времён Культурной революции монастырь был разрушен до основания. Реконструкция началась только с 1980 г., которая длится и по сей день. В 1996 г. монастырь после ожесточённых антиправительственных демонстраций, состоявшихся из-за решения китайского правительства запретить любые изображения Далай Ламы, был временно закрыт для посещения.

 

Монастырь Пабонка

Это одно из самых древних буддистских мест в районе Лхасы. Построенный на плоской вершинеМонастырь Пабонка гранитного валуна монастырь, возможно, даже превосходит по возрасту храмы Джоканг и Рамоче. Он был основан в VII в. царём Сонгцен Гампо как его крепость, но позже, как гласят тибетские летописи, он был преобразован в монастырь, предположительно во времена правления царя Трисонг Децена. Монастырь прославился как место медитации тибетского царя Трисонг Децена, Гуру Римпоче (Авалокитешвары), а также первых семи тибетских монахов. Считается, что именно здесь монах по имени Тхонми Самбхота создал тибетский алфавит. В 841 г. изначальное девятиэтажное строение было частично разрушено противником буддизма царем Лангдармой. Позже, в XIв. монастырь был восстановлен. Монастырь Пабонка был пристанищем и для Дже Цонкапы, ведшего отшельнический образ жизни. В годы Культурной революции монастырь пострадал от разрушений и лишь совсем недавно был восстановлен.

 

Драк Ерпа (Ерпа, Друк Ерпа, Траерпа, Даерпа, Дагьеба)

Около 30 км северо-восточнее Лхасы находится монастырь и ряд древних пещер для медитации. Драк ЕрпаЭто место является одним из самых почитаемых в Центральном Тибете. Здесь в одной из пещер, называемой Давапук (Лунная Пещера), медитировал великий основатель тибетского буддизма Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) вместе со своей супругой Еше Цогьял. Среди многих аскетов, уединявшихся здесь, был также царь Тибета Сонгцен Гампо. В его пещере, известной как Чогьялпук, находится статуя Ченрези (Авалокитешвары), называемая Чактон Четон, а также статуя самого царя Сонгцен Гампо. Индийский буддистский учитель Атиша (Дипанкара Шриджняна) проповедовал и медитировал в этом месте после гонений на буддизм организованных царём Лангдармой. Здесь же в одной из пещер, медитировал около 22 лет монах Лхалунг Пелгьи Дордже скрывшийся после убийства им царя Лангдармы.

 

Провинция У (Ю):

Долина реки Ярлунг

Долина Ярлунг, расположенная в провинции Северный У (совр. округ Нагчу), сформирована одноимённой рекой и является колыбелью тибетской цивилизации. Согласно древней легенде, здесь, на горе Гангпо Ри, благодаря союзу обезьяны и демоницы появились на свет шестеро детей, ставшие родоначальниками шести главных племён Тибета.
В долине расположен ряд исторически важных крепостей, монастырей, храмов, пещер отшельников, пиков и ступ.

Юмбулаганг (Юмбулаканг, Ямбулаканг) (долина Ярлунг)

Юмбулаганг — это древняя крепость в долине Ярлунг. Согласно легендам, крепость была первым Юмбулагангстроением в Тибете, возведённым первым тибетским царём Ньятри Ценпо, по легенде, спустившимся с небес. Нет убедительной даты, указывающей возраст сооружения, но некоторые историки считают, что она была возведена более чем 2 тыс. лет назад. Юмбулаганг стоит на холме, на восточном берегу реки Ярлунг, в 9 км от Цетанга. В крепости находятся статуи Будды, царя Ньятри Ценпо и царя Сонгцен Гампо. Во времена правления царя Сонгцен Гампо Юмбулаганг стал летним царским дворцом. После того, как царь Сонгцен Гампо перенёс свой дворец в Лхасу, Юмбулаганг стал храмом, а во времена правления Пятого Далай Ламы — монастырём школы Гелугпа.
В годы Культурной революции сооружение сильно пострадало, но в 1983 г. было вновь отреставрировано.
Сегодня крепость является монастырём, где проживают несколько монахов.


Пещера Шелдрак (долина Ярлунг)

Пещера Шелдрак (тиб. "Кристальная пещера"), особо почитаемая тибетцами, является первым местом медитации Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). Царь Трисонг Децен пригласил великого индийского мастера Падмасамбхаву в Тибет, чтобы изгнать демонов и упразднить влияние культа бон, традиционной в те времена религии тибетцев, а также распространить среди его жителей буддизм.

Монастырь Трандрук

Монастырь Трандрук (долина Ярлунг)

Это один из первых буддистских монастырей в Тибете, который был основан в VII в. во время правления царя Сонгцена Гампо. Он расположен с южной стороны горы Гангпо Ри, на восточном берегу реки Ярлунг. В XIV в. монастырь был значительно расширен. В годы Культурной революции он был сильно разрушен, но в 1988 г. начались работы по его реставрации.
В главном храме монастыря поклоняются божеству богини Тары, называемому Дролма Шешема. На верхнем этаже находится знаменитая тханка Дролма, выполненная из 29 тыс. жемчужин.

 

Монастырь Речунгпук (долина Ярлунг)

Развалины монастыря Речунгпук, расположенного на крутом откосе, высоко над долиной Ярлунг, являются популярным местом паломничества, связанным с прославленным Миларепой — мистиком и поэтом, глубоко почитаемым многими тибетцами. У Миларепы, основателя ордена Кагьюпа, был ученик по имени Речунгпа (1083-1161 гг.), который и основал здесь в пещерах монашескую общину. Позже на этом месте был построен монастырь.

 

Монастырь Самье (долина Самье, округ Шаньнань)

Монастырь Самье, расположенный на северном берегу реки Ярлунг Цангпо (Брахмапутры), был основан во Монастырь Самье времена правления царя Трисонг Децена (755-797 гг.), предположительно индийским учителем Шантаракшитой. Он был спроектирован в форме огромной мандалы, представляющей Вселенную. Главный храм в центре символизирует легендарную гору Меру. Другие строения, окружающие центральный храм, представляют океан, континенты и субконтиненты, окружающие гору Меру, согласно буддийской космологии. Точно к северу расположен Храм Луны, к югу — Храм Солнца. Главный храм окружают четыре чортена (ступы), которые названы по их цвету: красный, чёрный, зелёный и белый. Вокруг центрального храма и чортенов расположены 12 меньших храмов. Весь комплекс состоит из 108 зданий и 1008 чортенов, возведённых на вершине стены, окружающей монастырь. Во время Культурной революции монастырь сильно пострадал, но совсем недавно был восстановлен.

 

Провинция Цанг:

Монастырь Пелкор Чоде (долина Ньянг-чу)Гьянгдзе Кумбум

В городе Гьянгдзе провинции Цанг, округа Шигадзе, на территории монастыря Пелкор Чоде расположен Гьянгдзе Кумбум (Гьянце Кумбум) — самый большой чортен (ступа) в Тибете, возвышающийся на 35 м. Это многоярусное сооружение, увенчанное золотым куполом, было построено в 1427 г. молодым правителем города Гьянгдзе. В бесчисленных, сохранивших старинные росписи комнатах чортена находится множество тханок и статуй. Во времена Культурной революции большое количество статуй было разбито, в хорошем состоянии сохранились лишь настенные фрески.

 

Монастырь Ташилхунпо

Около 250 км юго-западнее Лхасы находится Шигадзе, второй по величине город в Тибете. Со времён монгольского покровительства по отношению к ордену Гелугпа здесь, в монастыре Ташилхунпо, традиционно располагалась резиденция Панчен Ламы Монастырь Ташилхунпо (второй по рангу лама, после Далай Ламы в школе Гелугпа, или Гелуг, главенствующей школе тибетского буддизма). Монастырь был основан в 1447 г. учеником Цонкапы, Ганден Друпом, впоследствии ставшим Первым Далай Ламой. В 1791 г. монастырь был разграблен гуркской армией, вторгшейся с территории Непала.
В 1966 г. отряды китайской "Красной Гвардии", хунвэйбины — члены созданных в 1966-1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции, осквернили храмовое помещение, разбили множество статуй, сожгли писания и вскрыли ступы с мощами всех, от пятого до девятого Панчен Лам, бросив их затем в реку. Позднее китайское правительство, осознавшее ошибки прошлого, предприняло все необходимые меры по восстановлению монастыря, и уже вначале 80-ых гг. монастырь вновь ожил.
Во время второй недели пятого лунного месяца тибетского календаря территория Ташилхунпо становится местом проведения фестиваля, в период которого на большой стене монастыря вывешивается огромных размеров тханка.

 

Монастырь Сакья

Буддистский монастырь Сакья, известный также как Пел Сакья (тиб. "Белая земля"), расположен в Монастырь Сакья127 км западнее города Шигадзе. Он был основан в 1073 г. Кончогом Гьялпо, одним из представителей влиятельного в те времена семейства Кон, как резиденция школы Сакья (Сакьяпа). К XIII в. благодаря помощи Шакьяшрибхадры (Шакьяшрибхадра, тиб. Каче Панчен — индийский (кашмирский) пандит-просветитель, знаток санскрита и наставник Кунга Гьялцена, проживший в Тибете 10 лет и оказавший значительное влияние на развитие тибетского буддизма), прибывшего в Сакью в 1204 г., монастырь становится важным центром изучения буддистской философии. Однако самым знаменитым служителем монастыря был Кунга Гьялцен (1182-1251 гг.), более известный под именем Сакья Пандита, дословно "учёный из Сакьи". Сегодня множество строений монастыря лежат в руинах, как следствие прокатившейся по Тибету в середине ХХ в. Культурной революции.

 

Пещера Миларепы Пещера Миларепы

В 10 км к северу (по трассе на Лхасу) от Ниалама, маленького тибетского городка, расположенного в 70-ти км от непальской границы, в очень живописном селении расположился тибетский буддистский монастырь (гомпа), на территории которого находится пещера Миларепы— главное место паломничества в здешних местах. Тут в уединении совершал суровое подвижничество великий мистик, отрекшись от роскоши и питаясь лишь сорной травой. Миларепа совершал множество мистических подвигов, подтверждением которых является отпечаток руки на потолке пещеры. Вход в пещеру закрывает вплотную пристроенный к её внешней стене небольшой буддийский храм, поэтому попасть в неё можно только, пройдя через помещение храма.

 

Джомолунгма (Эверест)Эверест

Джомолунгма — высочайшая вершина мира (8848 м), расположенная в провинции Цанг. Джомолунгма в переводе с тибетского означает "Божественная Мать".
В последнее время базовый лагерь Эверест, находящийся севернее великой горы, стал самым популярным треккинговым местом для иностранных туристов, предоставляющим возможность лицезреть изумительную северную сторону (лицо) самого высокого в мире пика. Рядом расположен природный заповедник Джомолунгма, который был основан в 1989 г. правительством Тибетского автономного района с целью сохранения природного и культурного наследия окрестностей Джомолунгмы.

 

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.