Учения великих учителей Индии > Харибхадра

Харибхадра

Родился: традиционно принятая дата рождения Харибхадры — 459 г.; современные учёные полагают, что он родился в VII в. в Индии.

Умер: традиционно принятая дата смерти — 529 г.; современные учёные полагают, что он умер в VII в. в Индии.

Основные труды: "Анеканта-джайя-патака", то есть "Победный стяг относительности"; "Ашта-пракарана", то есть "Восьмеричное руководство"; "Дхурта-акхьяна", то есть "Повесть о плутах"; "Самарайчча-каха", то есть "Повесть о царе Самарадитье"; "Шастра-варта-самуччайя", то есть "Собрание пояснений к учению"; "Йога-бинду", то есть "Капля йоги"; "Йога-дришти-самуччайя", то есть "Собрание взглядов на йогу".

Главные идеи:

  • Хотя джайнское учение о душе, карме и ненасилии истинно, но правда есть и в других традициях.
  • Высшая реальность может быть постигнута с различных сторон.
  • Ступени духовного развития, о которых говорят школы йоги, соответствуют четырнадцати ступеням, о которых учит джайнизм.
  • Джайнская заповедь ненасилия требует терпимости по отношению к философским и религиозным взглядам других людей.

 

Относительно точных или хотя бы приблизительных дат жизни Харибхадры продолжаются споры (некоторые учёные даже считают, что было два мыслителя по имени Харибхадра), и о нём почти ничего не известно. Единственное, что можно утверждать с некоторой степенью уверенности, — это то, что Харибхадра родился в семье брахмана (индуистская жреческая каста) и достиг высокой учёности. Однако сохранились легенды, которые отчасти раскрывают некоторые стороны его личности.

В одной легенде повествуется, что в какой-то период жизни Харибхадра чрезвычайно возгордился своей учёностью и даже перевязал свой живот золотой нитью, чтобы не лопнуть от непомерного количества знаний. Будучи уверенным, что знает всё, что только можно знать, он заявил: если кто-нибудь сообщит ему что-то новое, то он посвятит этому новому всю свою жизнь. И вдруг он нечаянно подслушал, как джайнская монахиня по имени Якини (Yakini) читает стих, которого он не мог понять. Преисполнившись глубокого смирения, он обратился за наставлениями сперва к ней, а затем к её учителю. Так начался его новый путь сначала как ученика, а потом как наставника джайнизма.

В другой истории о Харибхадре, восходящей к XII в., рассказывается о том, что двое его племянников были убиты в буддийском монастыре, где они шпионили за философами, исповедовавшими враждебное им вероучение. Вступив в противоречие с джайнской добродетелью ненасилия, Харибхадра отомстил, сначала одолев группу буддистов в диспуте, а затем вынудив их забраться в котёл с кипящим маслом и таким образом убив их. Согласно легенде, затем он вынужден был искупить свой грех, предаваясь покаянию, предписанному его учителем.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ ХАРИБХАДРЫ

Харибхадра был весьма плодовитым автором. Сотни, если не тысячи, сочинений приписываются ему, и посвящены они самым разнообразным темам. (В джайнской традиции Харибхадре приписывается 1400 трудов). Два его самых значительных текста, написанных на пракрите, — это "Самарайчча-каха" ("Samaraiccakaha"), то есть "Повесть о царе Самарадитье", литературная сказка, темой которой является действие кармы (в качестве примера в ней использованы такие сказки, как рождение скупца в виде кокосовой пальмы), а также "Дхурта-акхьяна" ("Dhurtakhyana"), то есть "Повесть о плутах", критическая сатира на мифологию индуизма, в которой недостойные поступки людей сопоставляются со схожими деяниями богов индуистской мифологии.

В санскритских философских текстах — таких, как "Анеканта-джайяпатака" ("Anekantajayapataka"), то есть "Победный стяг относительности", и "Шастра-варта-самуччайя"("Sastravartasamuccaya"), то есть "Собрание пояснений к учению", — Харибхадра выказывает недюжинное знание многочисленных буддийских и индуистских сект. Хотя Харибхадра и не отступает от основного джайнского учения о душе (джива, jiva), карме и ненасилии, он тем не менее признаёт, что истина может быть достигнута и в других традициях. Труды Харибхадры — один из самых ранних примеров явной мировоззренческой терпимости в джайнизме. Например, в "Ашта-пракаране" ("Astaprakarana"), то есть в "Восьмеричном руководстве", перечисляются восемь качеств, присущих праведникам любой религии: это ненасилие, приверженность истине, честность, целомудрие, отрешённость, благоговение перед учителем, периодическое выдерживание поста и глубокие знания.

ТЕРПИМОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЙОГЕ И БУДДИЙСКИМ ШКОЛАМ

Наиболее оригинальные мысли Харибхадры содержатся в двух его санскритских трактатах о йоге: "Йога-дришти-самуччая", то есть "Собрание взглядов на йогу", и "Йога-бинду", то есть "Капля йоги" В первом из них Харибхадра предпринимает сравнительный анализ четырёх школ йоги и приравнивает различные ступени духовного развития к четырнадцати ступеням этого процесса, признаваемым джайнизмом. Обращаясь к восьмизвенной йоге Патанджали, он вырабатывает собственную схему йоги, часто обращаясь к образам женских божеств, популярных в его эпоху. Восьми ступеням у Харибхадры даются следующие имена: Митра (Mitra), то есть Дружественная; Тара (Tara), то есть Спасительная; Бала (Bala), то есть Сильная; Дипра (Dipra), то есть Блистательная; Стхира (Sthira), то есть Стойкая; Канта (Kanta), то есть Обаятельная; Прабха (Prabha), то есть Сиятельная; и Пара (Para), то есть Высшая (йога). Затем эти ступени соотносятся ещё с двумя системами йоги. Одна из них приписывается Бхаданте Бхаскаре (Bhadanta Bhaskara) и, видимо, является буддийской по происхождению, если судить по тому, как широко в ней используется негативная терминология. Другая приписывается Бандху Бхавадатте (Bandhu Bhavadatta): она, судя по имени её создателя и по её явно индуистской терминологии, восходит, вероятно, к вишнуитскому индуизму.

Харибхадра отмечает, что он поддерживает множественность взглядов на высшую реальность, утверждая, что "Её называют разными именами — Садашива (Sadasiva), Парабрахма (Parabrahma), Сиддхатма (Siddhatma), Татхата (Tathata), — но значение у всех этих слов одно и то же".

И всё же Харибхадра критикует некоторых йогов, которые, по его словам, ищут мирских удовольствий и "преданы суете, мимолётным наслаждениям и жестокости". Неоднократно он приводит простые параллели между первыми ступенями йоги и началами джайнского учения об освобождении, давая понять, что высшие ступени йоги тоже ведут к состоянию кайвалья (kaivalya), высшей цели джайнизма.

Помимо того, что Харибхадра определённо принимает основные буддийские идеи в "Йога-дришти-самуччайе", он хвалит буддизм в трактате "Йога-бинду". По его словам, почитания достоин всякий великий человек, в том числе Будда. Он утверждает, что любой дар, поднесённый великому человеку, создаёт заслугу и приравнивает буддийских бодхисаттв к последователям джайнизма. Харибхадра даже полагает, что сострадание, свойственное бодхисаттвам, может превратить их в тиртханкаров, то есть вероучителей джайнизма. Будду он называет махамуни (mahamuni), то есть Великим Мудрецом.

В общем можно сказать, что Харибхадра был сложной фигурой. Его многочисленные труды показывают, что он был широко начитан и (вопреки позднейшим легендам, повествующим о его стычках с буддийскими монахами), видимо, охотно выслушивал и обдумывал положения, высказанные мыслителями других традиций. Его преданность поиску истины и уважение ко взглядам других делают самого Харибхадру образцом джайнской концепции анеканта-вады (anekantavada), то есть "учения о многосторонности", признающей сложность человеческой мысли и её зависимость от положения мыслителя. Терпимость Харибхадры ко взглядам других может рассматриваться как проявление основной заповеди джайнизма — ненасилия (ахимса).

Кристофер Ки Чэппл
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.