Учения великих учителей Индии > Бадараяна

Бадараяна

Родился: предположительно в V в. до н.э. в Индии.

Умер: предположительно в V в. до н.э. в Индии.

Основной труд: "Брахма-сутры", то есть "Афоризмы о Брахмане".

Главные идеи:

  • Ведийское Откровение имеет своим единым Объектом Абсолют, или Брахман, то есть трансцендентное Бытие, познаваемое только через это откровение.
  • Особая характеристика этого Бытия — способность производить из себя феноменальную реальность.
  • Абсолютное Бытие связано с феноменальной реальностью отношением, которое можно определить как различие-в-тождестве (бхеда-абхеда).

"Наставник наставников, блеск священных наук, Бадараяна! Им установлена норма священного знания ради блага даже самих богов". Такими словами великий представитель школы двайта-веданта (dvaita-vedanta) Мадхва (Madhva), живший в 1238—1317 гг., восхваляет в своём труде "Анувьякхьяна" (Anuvyakhyana) основателя системы веданта. Бадараяну, пожалуй, можно назвать и создателем самой систематической теологии. Он жил за несколько веков до Филона Александрийского (ок. 15 г. до н.э. — ок. 45 г. н.э.), считающегося первооткрывателем этой дисциплины. Бадараяна (Badarayana) был также автором основополагающего труда Веданты, наиболее широко комментируемого текста индуистской теологии — "Брахма-сутр" (Brahma-sutra), или "Афоризмов о Брахмане". О жизни Бадараяны не сохранилось достоверных сведений.

СОЗДАНИЕ ВЕДИЙСКОГО КАНОНА

Индийская религиозная мысль высказала склонность к систематизации уже у самого своего истока, которым были Веды (ок. XV в. до н.э.), в частности, в Гимне о Первочеловеке (Пуруша-сукта, Purusa-sukta —"Ригведа"). В этом гимне космос, явления природы и касты (сословия) человеческого общества соотносятся с членами тела Первочеловека, которого боги, совершая жертвоприношение, расчленяют на части, что и становится причиной возникновения мира. Перед нами своего рода систематическая теология, использующая образы вместо понятий, подлинная theologia poetica (поэтическая теология). Что же касается систематической теологии, строящейся на понятиях, то её предвосхитила мысль таких философов упанишад, как Уддалака Аруни (Uddalaka Aruni) и Яджнявалкья (Yajnavalkya), но до того, как сложился строгий канон Откровения, она не могла появиться в той целостной, всеобъемлющей и отчётливой форме, которую придал ей Бадараяна. Индуизм стал первой из религий, где был составлен такой канон, завершённый к VIII в. до н.э.

Этот канон оказался обширным и аморфным собранием идей и ритуальных предписаний, облечённых в стихи и прозу. Однако считалось, что в нём , по сути, всего две темы: ритуал и Абсолют (Брахман). Сколь обширным и многословным ни было ведийское откровение (шрути, sruti), не созданное людьми (апаурушейя, apauruseya) и существующее извечно в виде тонкого звука, внятного (шрута, sruta) лишь мудрецам (риши), открывшим его человечеству, оно тщательно и с огромным старанием заучивалось наизусть. Письменность была неизвестна, а впоследствии, когда с ней познакомились, её сочли недостойной, чтобы передавать священное знание.

Вскоре индийские мыслители занялись упорядочением громадной массы текстов, полученных через Откровение. Их комментарии тоже подлежали заучиванию наизусть, но, не будучи плодом Откровения, они не могли претендовать на такое отношения, как первые. Они были созданы людьми, а потому должны были быть по возможности краткими; чем короче они были, тем вероятнее могли быть заученными и запомненными.

Чтобы удовлетворить требованию краткости, был изобретён жанр сутры (sutra), или афоризма. Буквально слово сутра означает "нить", поскольку это мнемоническая формула, на которую "нанизан" комплекс понятий (наставник должен был объяснять смысл каждого), как на нить нанизаны бусины или драгоценные камни. Эта новая литературная форма, аналогов которой нет нигде в мире, использовалась для того, чтобы сжато и точно сформулировать то или иное положение. Сутру можно было легко запомнить, вызвав в памяти и устные наставления, её сопровождавшие.

ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСТИЧНЫХ СИСТЕМАТИЗАТОРОВ ВЕД

Очевидно, группа из двенадцати мыслителей, живших, вероятно, в одно и то же время, занялась упорядочением содержания ведийского Откровения. Свои труды они называли "исследованием" (миманса, mimansa). Поскольку в Ведах выделялись две главные темы — ритуал и Брахман, — то исследование текстов о ритуале стало называться пурва миманса, то есть "Первое исследование", а изучение текстов о Брахмане, предполагавшее за собою ритуал, получило название Уттара-миманса, то есть "Позднее/Высшее исследование", или веданта (vedanta), то есть "завершение/цель Вед". Некоторые из этих мыслителей, такие, как Айтишаяна (Aitisayana), Алекхана (Alekhana), Камукаяна (Kamukayana) и Лавукаяна (Lavukayana), были заняты исключительно Пурва-мимансой. Другие, такие, как Аудоломи (Audolomi) и Кашакритсна (Kasakritsna), очевидно, полностью посвятили себя Веданте. Были и последователи, равно сведущие в обоих разделах мимансы: Это Ашмаратхья (Asmarathya), Атрея (Atreya), сам Бадараяна, Бадари (Badari), Джаймини (Jaimini), автор Миманса-сутры, считающийся учеником Бадараяны, а также Каршнаджини (Karsnsjini). И за Бадараяной, и за Джаймини, которые редко расходятся друг с другом во мнениях, остаётся последнее слово в определении ортодоксальной позиции в каждом разделе мимансы, но они также цитируют друг друга, отражая при этом взгляды, которых они, возможно, придерживались до того, как стали глашатаями и систематизаторами ортодоксии.

ТЕХНИКИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Ранняя систематизация Откровения сводилась, видимо, к классификации по темам (адхикарана, adhikarana). Например, выделялась тема жертвоприношений, сопровождавшаяся суждениями о проблемах, поднимаемых этой темой. В процессе такой работы были выработаны принципы интерпретации (ньяя, nyaya), которые способствовали чёткой и непротиворечивой формулировке указанных суждений. Методическое использование принципов интерпретации создало тематический метод дискуссии, метод адхикараны, когда излагались различные взгляды по каждой теме с аргументами за и против, а также заключительное суждение. В позднейшей индийской мысли этот метод (впоследствии отразившийся и в диспутах (disputatio) европейских схоластов) состоял из пяти частей: 1) вишая, то есть тема; 2) саншая, то есть сомнение; 3) пурва-пакша, букв. "первое крыло", то есть взгляд оппонента; 4) сиддханта, букв. "достигнутая цель", или уттара-пакша, букв. "последующее крыло", окончательное ортодоксальное суждение, и 5) прайоджана, то есть сфера уместного применения.

Хотя сутры, составленные в соответствии с этим методом, представляли собой систематическое изложение различных аспектов ведийского Откровения, они были вместе с тем (а может быть, и в первую очередь) экзегезой тех или иных его положений. Иными словами, каждая тема основывалась как минимум на одном речении из Откровения, которое называлось вишая-вакья (visaya-vakya). На этот текст сутра намекала одним взятым из него словом — ключевым словом, которое тут же указывало ученику, знавшему все разделы Откровения наизусть, какой именно текст ему нужно вспомнить.

ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ СИСТЕМАТИКА АФОРИЗМОВ БАДАРАЯНЫ О БРАХМАНЕ

В конце концов, потребовалось изложить адхикараны, или темы, в систематическом исчерпывающем труде. Для этого их распределяли по главам, разбивавшимся на разделы. Все эти приёмы анализа Бадараяна использовал в великом обобщающем труде, состоящем из четырёх частей (по четыре главы в каждой части):

Часть 1. Последовательность (саманвая, samanvaya): сведение воедино текстов Откровения (из упанишад, но также, видимо, и из самих Вед) относительно Брахмана.

Часть 2. Непротиворечивость (авиродха, avirodha): доказательство непротиворечивости учения веданты о Брахмане, а также опровержение взглядов её оппонентов.

Часть 3. Средство достижения [освобождения] (садхана, sadhana): путь к постижению Брахмана.

Часть 4. Плод (пхала, phala): результаты постижения Брахмана.

Единый предмет Брахма-сутр — Абсолют; ему подчинена вся ритуальная часть. Хотя сутры состоят из четырёх частей, но в их основе лежит трёхчленная понятийная схема, которую можно представить так: Абсолют—Эманация—Возвращение. Бадараяна позаимствовал её — по крайней мере, частично — у мудреца из упанишад Уддалаки Аруни, впервые сказавшего о существовании первоначального Бытия (сат, sat), о происходящих из него явлениях (огонь, земля и вода) и о возвращении к нему через глубокое сосредоточение. Все ведантисты согласны в том, что реальность состоит из трёх категорий: Абсолюта (Брахмана), индивидуальной души (джива, jiva) и материальных объектов (джада, jada), то есть неограниченного сознания, ограниченного сознания и неодушевлённых предметов соответственно.

Позднее эта трёхчленная схема использовалась систематизаторами других религий. Таким был, в частности, монументальный труд систематизаторов католического вероучения — св. Фомы Аквинского (ок. 1225—1274), Дунса Скотта (ок. 1265—1308) и Суареса (1548—1617). Эта схема позволила Бадараяне определить отношение между тремя категориями, которые, однако, распадаются на дихотомии — такие, как абсолютное и феноменальное, независимое и зависимое, духовное и материальное, — причём члены одной из таких дихотомий не обязательно эквивалентны соответствующим членам другой. Согласно этой дихотомической классификации, Абсолют независим и духовен, а индивидуальная душа и материальный мир зависимы, будучи отчасти духовными, отчасти материальными. У Бадараяны эти категории — с одной стороны, абсолютное, независимое и духовное, а с другой стороны, феноменальное, зависимое и материальное — тождественны по своей сути и различаются лишь модусом существования. Иными словами, отношение между категориями реальности нельзя назвать ни тождеством, или отсутствием различия (абхеда, abheda), ни строгим различием (бхеда, bheda): это отношение определяется как различие-в-тождестве (бхеда-абхеда, bhedabheda).

ТЕОЛОГИЯ БАДАРАЯНЫ

Абсолют — это высшая (пара, para) реальность, тождественная "самости" (атман, atma). Это субстанция, представляющая собой одновременно и чистое Бытие, и чистое Сознание; это субстанция, обладающая определёнными атрибутами, одни из которых негативны (например, бесконечность), а другие позитивны (например, свет); это субстанция, сущностью которой являются блаженство (ананда, ananda) и способность к эманации. Из неё благодаря мистической трансформации (паринама, parinama) появляется неодушевлённый материальный мир, состоящий из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Из трёх последних образуются материальные тела, управляемые обитающими в них божествами, или индивидуальными душами (джива, jiva). Эти души — бесконечно малые и неделимые частицы Абсолюта, который, тем не менее таинственным образом не теряет своей бесконечной и цельной природы. Они причастны сознанию Абсолюта, но обладают и своим собственным сознанием.

Души не только обладают сознанием и способностью к познанию; они являются также деятелями, облачёнными в физические зримые организмы, или тела, посредством которых и осуществляется их деятельность. Эта деятельность (карма, karma) собирается и накапливается в квазидуховном незримом организме, также служащем оболочкой для каждой индивидуальной души. Таким образом, душа пребывает в двух телах: зримом грубом теле (стхула-шарира, sthula-sarira), состоящем из плоти и крови, и в незримом тонком теле (сукшма-шарира, suksma-sarira), теле кармы. Первое из них тленно, зато благодаря второму осуществляется переход "самости" из одной жизни в другую; процесс этого перехода, или цепь перевоплощений (сансара), отделяет индивидуальную душу от высшего "Я" и препятствует ей быть причастной блаженству, составляющему сущность высшего "Я". Только через знание, или гнозис, достижимое благодаря медитации (упасана, upasana), возможно прекращение процесса перевоплощения и достижение освобождения.

Освобождение, цель всякого человека (пуруша-артха, purusartha), достигается после смерти. Достигнув освобождения, душа сохраняет свою особость, получая от Абсолюта способность, исполнять свои желания, но не создавать, поддерживать или разрушать мир.

ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕДАНТЫ

Бадараяна достиг в систематике веданты совершенства, но это совершенство было ограниченным. Брахма-сутры дали веданте скелет; теперь на нём предстояло нарастить нервы, жилы и плоть, взяв их из других источников. У отца веданты было тонкое чувство симметрии доктринального организма, но он не мог философски соотнести друг с другом члены (то есть различные положения) этого организма. Иными словами, он сочетал в себе гений доктринальной архитектоники с философской наивностью. Например, на вопрос о том, каким образом неделимый духовный Абсолют может измениться и стать многообразным материальным миром, он отвечал: "Так же, как молоко превращается в простоквашу".

Действительно, из трёх средств познания (прамана, pramana) — восприятия (пратьякша, pratyaksa), умозаключения (анумана, anumana) и Откровения (шабда, sabda) —он наделял первостепенным значением последнее, которое каким-то странным образом отождествлял с восприятием. Логика служила ему лишь для опровержения учений, противоречащих Ведам. Однако наряду с ведантой существовали и другие системы мысли, широко использовавшие логику для выработки своих положений. Они делились на две группы: ортодоксальные (астика, astika), признававшие нормативность ведийского канона, и неортодоксальные (настика, nastika), отрицавшие эту нормативность. В ортодоксальные системы входила санкхья, то есть "перечисление" — дуалистическая космология, объяснявшая понятия закабаления и освобождения; связанная с ней система йоги (yoga), выработавшая медитационные техники достижения освобождения; ньяя (nyaya), то есть "логика", система логики, ставившая своей целью достижение освобождения через ясное мышление; и связанная с ней система вайшешика (vaisesika), то есть "учение об особенностях", теория физики, трактующая особенности материальной реальности. Среди неортодоксальных систем на первом месте стоял буддизм. Мыслители-буддисты разработали редкостную по сложности и утончённости систему логики и создали критическую философию, основу которой составляла диалектика, служившая для разрушения метафизики её собственными предпосылками.

Последователи Бадараяны воспользовались этими формами философского мышления для создания систем веданты, представляющих собой вершину развития индийской мысли. В структуру, выработанную Бадараяной, они включили космологию санкхьи, логику ньяи, медитационную технику йоги, физику вайшешики и буддийскую критическую эпистемологию. Овладение буддийской логикой позволило им выработать контрдиалектику, предназначенную для разрушения критической философии посредством её собственных предпосылок и отстаивания метафизической и догматической мысли.

ШКОЛЫ ВЕДАНТЫ

Все эти элементы были объединены, вызвав к жизни блистательные теологические системы, которые можно разделить на три группы: не принадлежащие ни к одной секте, вишнуитские и шиваитские.

ШКОЛЫ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ НИ К ОДНОЙ СЕКТЕ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СЕКТАНТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

  • Недвойственность (адвайта, advaita), или абсолютная недвойственностьт (кевала-адвайта, kevaladvaita), Гаудапады (Gaudapada, ок. 640—690). Истолкована в духе веданты Шанкарой (ок. 700—750).
  • Ограниченное различие-в-тождестве (аупадхика-бхеда-абхеда, aupadhika-bheda-abheda) Бхаскары (Bhaskara, ок. XI в.).
  • Недвойственность неразличного (авибхага-адвайта, avibhaga-advaita) Виджнянабхикшу (Vijnanabhiksu, XIV в.).

ВИШНУИТСКИЕ ИЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВИШНУИТСКИЕ ШКОЛЫ

  • Недвойственность сознания (чид-адвайта, cidadvaita) Ядавапракаши (Yadavaprakasa, время жизни не известно).
  • Очищенная недвойственность (вишуддха-адвайта, visuddhadvaita) Вишнусвамина (Visnusvami, время жизни не известно).
  • Ограниченная недвойственность, или недвойственность различённого (вишишта-адвайта, visistsdvaita), Рамануджи (Ramanuja, 1056—1137).
  • Двойственность (двайта, dvaita) Мадхвы (Madhva, 1238—1317).
  • Природное различие-в-тождестве (свабхавика-бхеда-абхеда, svabhavika-bheda-abheda) Нимбарки (Nimbarka, XIII—XIV вв.).
  • Чистая недвойственность (шуддха-адвайта, suddhadvaita) Валлабхи (Vallabha, 1481—1533).
  • Непостижимое различие-в-тождестве (ачинтья-бхеда-абхеда, acintya-bheda-abheda) Чайтаньи (Caitanya, 1486—1533).
  • Учение о различии (бхеда-вада, bheda-vada) Шуки (Suka, время жизни не известно). Вишнуитское по духу?

ШИВАИТСКИЕ ШКОЛЫ

  • Недвойственность Шивы (шива-адвайта, sivadvaita) Шрикантхи (Srikantha, XIII в.).
  • Энергетическая недвойственность различённого (шакти-вишишта-адвайта, sakti-visista-advaita) Шрипати (Sripati).

Все эти школы развивают единую концепцию, лежащую в основе системы Бадараяны: отношение между феноменальным миром и Абсолютом. Это отношение, как сказано в Бхагавадгите, "часто воспевалось в различных гимнах мудрецов, а также в основательных и исчерпывающих главах Брахма-сутр". Такими словами величайший священный текст индуизма воздаёт дань величайшему труду по индуистской теологии, указывая на главное достижение последнего: включение вдохновенного мистицизма ведийского Откровения в обобщающую и исчерпывающую интеллектуальную систему.

Хосе Перейра
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.